?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этническая история пензенских татар
http://www.islam-kamenka.ru/news/2008-10-27-44

История пензенских татар никоим образом неотделима от истории всего российского этноса. Следует отметить, что этническая история татар-мишарей еще полностью не изучена. Их формирование имело свои особенности и прошло длительный этап своей эволюции. Существуют различные интерпретации этнонима «татары». В связи с переоценкой исторических ценностей этот вопрос весьма актуален в настоящее время. Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение горы, а «ар» - «жителя, человека». Другие – этимологию слова «татар» выводят к древнетюркскому слову «гонец» . Известный тюрколог Д.Е.Еремеев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» относиться к названию древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию хрониста Махмуда Кашгари о том, что татами тюрки называли тех, кто говорит на фарси, т.е. на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «иранец», но затем этим словом стали обозначать всех чужестранцев, чужаков. Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.

История пензенских татар, их этнография нашли свое отражение в работах Г.Н.Белорыбкина, Р.Г.Мухаммедовой, А.Х.Халикова и других ученых-исследователей. Предками татар-мишарей были тюркоязычные племена, жившие в IX-XIV вв. на территории Пензенского края, входивших в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав Золотой Орды, а население перекочевало в более северные районы Среднего Посурья и Примокшанья. В XIV в. на реке Мокше возник золотоордынский улус Мохши, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен происходило формирование татар-мишарей. В процессе распада Золотой Орды два фактора обусловили территориальное формирование татар-мишарей: с одной стороны, они оказались в зоне влияния Московского государства, ибо некоторые эмиры улуса Мохши перешли со своими подданными на службу к рязанскому князю. Среди них оказались Салахмир-Апраксины, Хитровы, Шая-Булгаковы, Голицыны, Татищевы и другие. С другой стороны, татары-мишари находились в сфере влияния Казанского ханства. В XIV-XVII вв. они назывались в документах просто «татары» с указанием места проживания (касимовские, темниковские, кадомские, арзамасские, шацкие). Как полагают исследователи, их этническое развитие шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой: термин «мишэр» они не считают самоназванием и относят себя к татарам.

В XVII-XVIII вв. в ходе строительства засечных черт началось освоение татарами территории Пензенского края. Служилые татары из Темникова, Касимова, Шацка участвовали в основании Верхнего и Нижнего Ломова, Керенска. Здесь обосновались князья Тенишевы, Максутовы, Кугушевы, дворяне Тевкелевы и др. На рубеже XVII-XVIII вв. происходит заселение татарами огромных пространств Дикого Поля (территории современных Каменского и Белинского районов-И.Г.) Об этом свидетельствует найденный каменским краеведом П.А.Фельдманом документ о заселении нашего края, хотя, по рассказам старожилов сел Мочалейка и Телятино, на кладбищах этих сел находятся надгробные камни, датируемые 1610 годом.

Представители татарского нобилитета в Каменском крае

Непрерывное расширение территории Российского государства, включение в его состав Поволжья сделали русскоподданными татарский и башкирский этносы, исторической основой которых был ислам.
Важнейшей задачей имперской власти было выстраивание системы отношений с мусульманским нобилитетом, являвшимся наряду с духовенством и купечеством ведущей силой мусульманской общины в России. Значительную часть мусульманской светской элиты составляла светская родовая знать – потомки Чингизидов, других именитых фамилий. Определенное число семей облагородилось в процессе службы их мусульманским правителям.

В XVI – первой половине XVIII вв. в отношениях Российского государства с мусульманским нобилитетом не все было просто и гладко. Учреждения ислама подвергались гонениям. Особенно после создания в 1731 г. Конторы новокрещенских дел. Пожалованные служивым татарам земли, данные им за ратные подвиги, вследствии их принадлежности к исламу могли быть отобраны по царскому указу, которых насчитывалось более тридцати. Переход татарской аристократической элиты в православие приветствовался, являя собой пример служения Богу, Царю и Отечеству. Этот фактор был очень важен для мусульманской землевладельческой знати, которая, таким образом, не только сохраняла свои земли, но и получала право владеть крестьянами без различия их религиозной принадлежности.
В составе Российского дворянства, проживавшего на территории нашего региона, включаются фамилии тюркского происхождения – Акджигитовы, Кугушевы, Максутовы, Тенишевы, Тухачевские и др.

Род Акджигитовых ведет свое начало от Арслана Полкаева, служившего в войске Петра Первого, Арслан-батыр принимал участие в Азовских походах, предпринятых царем. Петр, оценив безумную храбрость «служилого басурманина», пожаловал ему земли на территории шести сел: Кикино, Кобылкино, Мочалейка, Решетино, Телятино, Кутеевка (в литературе и в обиходе эти села называют «алты авылы» - И.Г.). Существует много легенд об Арслане Полкаеве, которые, к сожалению, за неимением места мы не можем поместить в данном очерке. Следует лишь отметить, что Арслан Полкаев был убит из засады. Его потомки, проживавшие в Кутеевке, пытаясь вернуть себе земли, полученные предком, приняли православие. Народ всегда хранит в памяти подвиг Арслана Полка. А если потомки его и приняли православие, то в начале XX в. вновь вернулись в ислам.

Крупным представителем татарского нобилитета был дворянский род Тенишевых, сыгравший огромную роль в истории России. Пензенская ветвь Тенишевых берет свое начало от темниковского князя Еникея Тенишева. В XVIII - XIX вв. потомственные дворяне Тенишевы проживали в селах Решетино (Верхнеломовский уезд) и Кутеевщино (Чембарский уезд). Дочь Мухаммада Шарифа Тенишева Эсьма вышла замуж за Яруллу Бигиева, имама Кикинской мечети. От этого брака родились известные деятели татарского народа - писатель Загир Бигиев и религиозный мыслитель Мусса Бигиев .
От касимовского мурзы Айдара Максютова ведет свое начало род князей Максютовых. В Пензенском крае Максютовы появляются в 17-18 веках. Им принадлежат поместья в Касимовском, Керенском и Верхнеломовском уездах. Во второй четверти XVIII в. Максутовы, находясь на государственной службе, приняли православие, за что и были пожалованы поместьями в Чембарском и Нижнеломовском уездах (село Кочетовка). Александр Егорович Максутов принимал участие в Отечественной войне 1812 года. Его сыновья Петр и Николай учились вместе с М.Ю.Лермонтовым в «Терханской Академии». Владелица Терхан Е.А.Арсеньева была в дружественных отношениях с князьями Максутовыми и часто гостила в их имениях. От Максутовых юный Лермонтов мог услышать сведения о расправе пугачевцев с нижнеломовскими дворянами. Эти сведения были использованы поэтом в его незавершенном романе «Вадим». Есть основания предполагать, что будущий поэт мог гостить в селе Кочетовка, принадлежавшем тогда Максутовым.

Старинный дворянский род Тухачевских имеет также тюркские корни. «Родоначальник фамилии Тухачевских Индрис, а по крещении названный Константином, выехал к великому князю Мстиславу Владимировичу в Чернигов из Цесарские земли. Происшедшие от сего Индриса Богдан и Тимофей Григорьевы, дети от великорусского князя Василия Васильевича, пожалованы вотчинами селом Тухачевским и потому великий князь прозвал их Тухачевскими». Но более вероятным этимоном фамилии Тухачевских может служить слово «тухачи» - «знаменщик, вестник, рассыльный», встречающееся в памятниках золотоордынского литературного языка «тюрки». В конце XVII в. Пензенским воеводой был стольник Гаврило Яковлевич Тухачевский. Одним из потомков пензенского воеводы был Маршал Советского Союза Михаил Николаевич Тухачевский, проводивший детские и отроческие годы в селе Вражском Чембарского уезда Пензенской губернии. Он постоянно говорил: «С пензенским краем связаны мои золотые годы детства и юности».

Таким образом, мусульманский нобилитет пользовался достаточно покровительственным вниманием со стороны русской власти. Татарское дворянство играло значительную роль в военной и политической истории России вплоть до 1917 года, когда ему пришлось столкнуться с теми испытаниями, которые выпали на долю всего российского дворянства.

Татарские села Каменского района

Кикино (Кикин).

Село расположено на берегу реки Кевды и находится на расстоянии 20 км от районного центра – города Каменки. Кикино, согласно челобитной, которую подписал «Петр да Иван, да Александр Васильевич дети Кикины», основано в 1701 году. Как полагает краевед Кадир Акъегет, на вопрос о том, кто раньше приобрел земли в Кикино, возможен следующий ответ -служилый татарин Арслан Полкаев во время второго Азовского похода находился под началом Александра Кикина. Возможно, они с ведома Петра обменялись землями. Кикин получил земли в Смоленском крае, предназначенные для А.Полкаева, а А.Полка – в Пензенском крае .

Во второй половине XVX в. в селе Кикино Чембарского уезда существовало 330 крестьянских хозяйств, проживало 2132 человека и функционировало пять мечетей. В селе имелся хлебозапасной магазин, две кузницы, три ветряные и одна водяная мельницы.

Кобылкино (Кобылкин).

До пожалования А.Полка земель в Кобылкино они принадлежали уряднику мордвину Федору Кобылкину. Отсюда идет и происхождение ойконима. Точная дата основания села неизвестна. Вероятнее всего, село было основано в первом десятилетии XVX в. В 1795 году в селе проживало 892 человека. В 1877 году в Кобылкино функционировали три мечети, имелись три хлебозапасных магазина, проживало 1385 человек. В первом десятилетии XX века в селе проживало 1774 человека, функционировало 244 крестьянских хозяйств. В пяти верстах от Кобылкино находился винокуренный завод Васильевых.

Кочалейка (Ятмис).

Село расположено на левом берегу реки Атмис, в 15 км от железнодорожной станции «Белинская». Существует несколько гипотез о происхождении села, которые подробно анализированы в очерке автора этих строк, опубликованном в «Любимой газете». Следует отметить, что Кочалейка была основана в тот же период, что и остальные татарские села Каменского района. В «экономических примечаниях» к планам генерального межевания 1788 года говорится: «…деревни Мочалейка, Кикина, Кутеевщина, Решетина и Телятина, Кобылкина, выселок из Варежки…крещенных и некрещеных мурз и татар» . В начале 19 века село относилось к Нижнеломовскому уезду и в нем проживали представители двух народов – татарского и русского. Татарская часть села являлась государственной, а русская часть относилась к крепостным майора Евгения Губарева, а с 1856 г. – помещика Н.В.Ягодинского. В начале XX века Кочалейка была экономически слаборазвитым селом. В нем насчитывалось 192 крестьянских хозяйства с населением 894 жителя. В селе имелись два хлебозапасных магазина, одна водяная мельница, одна маслобойня, три кузницы. Сведений о каких-нибудь религиозных конфликтах между русскими и татарскими жителями история до нас не донесла.

Мочалейка (Мачали).

Ойконим связывают с гидронимом МАЧА или же с профессией первопоселенцев, которые из липы драли лыко, вили веревки, делали мочалки. Точная дата основания села неизвестна. По рассказам сторожил, на некоторых могильных камнях указан 1610 год. Возможно, это захоронения крымских и ногайских татар, нашедших на пензенской земле приют во время одного из многочисленных набегов. По предположению некоторых краеведов, село основано на рубеже 17-18 веков. По данным ревизии 1795 года в селе насчитывалось 518 жителей. Все они прибыли из Верхнеломовского уезда. Первыми прибыли сюда Бахтияровы, Бикяшевы, Девлеткильдеевы, Тактаровы, Тинчурины, Акмаевы. В Отечественной войне 1812 года отличились многие жители села, как, например, Алтынбай Акджигитов, Байуш Девлеткильдеев, Чингиз Акмаев и многие другие. Видимо, не случайно по пути из Чембара в Пензу (во время своего путешествия по России в августе 1824 г.) император Александр Первый посетил Мочалейку, где представители шести татарских сел встретили его хлебом – солью. Царю показывали национальные спортивные состязания такие, как скачки, борьбу и т.д. Ветераны антинаполеоновских войн подали императору петицию, в которой были изложены просьбы сельчан:

А) поскольку большая часть татарского населения не говорит по-русски, необходим единый волостной центр для жителей всех шести татарских сел; назначить волостным старшиной грамотного человека со знанием русского и татарского языков;

Б) открыть в Мочалейке базар и проводить ярмарки;
В) открыть при мечети начальную магометанскую школу (мэктэбе).

Александр обещал выполнить просьбы жителей и сдержал слово: в 1826 году была образована Мочалейская волость Чембарского уезда Пензенской губернии. В начале XX века в Мочалейке проживало 2503 жителя, насчитывалось 346 крестьянских хозяйств, имелись базар, филиал медресе, функционировали три мечети, трактир.

Телятино (Тэлетэн).

Точная дата основания села неизвестна. Предположительно, первое десятилетие XVIII в. первыми поселенцами были Тимербулатовы, Ижбирдеевы, Мамлевы. Ижбирдеевы принадлежали к роду сибирского хана Кучума. Разорившись, мурза Ишбердей поступил на царскую службу. Потомки его показали себя искусными в ратном деле, врачевании, мастерстве. В начале XX века население деревни насчитывало 899 жителей. В селе были 122 крестьянских хозяйства, имелись хлебозапасной магазин, две кузницы. Функционировала мечеть.

Таким образом, вкратце рассмотрев историю татарских сел Каменского края до революции, следует подчеркнуть, что им, как и русским селам, были свойственны те же социально-экономические противоречия, которые и привели к ликвидации феодально-крепостнических пережитков в результате осуществления Октябрьской революции.

Особенности этнографии татарских жителей Каменского края

Татарский народ Каменского края имеет традиции, обычаи, обряды, восходящие своими корнями к далекому средневековью. В духовной жизни татарских жителей региона чрезвычайно важную роль играл ислам. Именно религия являлась консолидирующим фактором, символом духовного поиска, служения добру, утверждения норм нравственности. Во всех татарских селах функционировали мусульманские храмы. Происхождение слова «мечеть» восходит, по всей видимости, к армейско-набатейскому «масгита». Этим словом пророк Мухаммад называл все храмы единобожников. Затем мечеть стала трактоваться как Дом Аллаха, в который может прийти любой мусульманин, чтобы совершить молитву, обратиться ко Всевышнему со своими мольбами и просьбами, отдать свою милостыню и пожертвование.

Религиозные мусульманские праздники называются словом аед. Они включаю в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвуют все мужчины и мальчики. Потом они идут на кладбище и обращают мольбы к Богу возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки готовят дома угощения.

В праздники с поздравлениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. По возможности, старались порадовать друг друга подарками и угощениями. Устраивали званые обеды. В дни Курбан-аед (праздника жертвоприношения) старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд, и каждый, входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угоститься, сколько ему было угодно.

Первый весенний праздник татар – Бэйрэм – «торжество» был связан с ледоходом. Назывался он Боз Багу – «смотреть лед» или «Боз Озату» - «проводы льда». Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители села. Молодежь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни. В наше время этот праздник исчез.

Зато вновь любимым праздником татарских жителей Каменского района становится Сабантуй – очень добрый, мудрый и красивый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. Приведем некоторые из них. Ранней весной (конкретный день указывали старики – И.Г.) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и требовали угощения! Из собранных продуктов на улице с помощью одной – двух пожилых женщин дети варили в большом котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. Каша казалась объедением! А после такого пиршества дети играли.

Через некоторое время наступал день сбора крашенных яиц – «Кызыл Йомырка Бэйрэмэ» (совпадал с праздником Пасхи – И.Г.). Хозяйки с вечера красили яйца в отваре луковой шелухи. Рано утром мальчики и девочки в возрасте четырех – двенадцати лет начинали обход домов. Сбор яиц продолжался три – четыре часа и проходил очень весело. Потом дети собирались в одном месте и играли в разные игры с собранными яйцами. Победителями были самые сообразительные, быстрые и ловкие.

Сабантуй – праздник всех татар. В главный день этого праздника все собирались в специально отведенном, обустроенном и украшенном месте, которое называлось мэйдан. Музыка, песни, шутки – торжествующая каждым листиком и каждой травинкой весна! Традиционными состязаниями на празднике Сабантуй были скачки, бега, прыжки и национальная борьба – Кэрэш. На деревенских скачках наездниками были мальчики десяти – двенадцати лет. Скакали пять – восемь километров. Награды получали все участники. Лошадей тоже отмечали: им повязывали полотенца, в том числе и пришедшей последней.

Главным соревнованием на Сабантуе была борьба на кушаках. В качестве кушака использовали полотенце. Сабантуй прекрасен еще и тем, что на этом празднике все были не только зрителями, но и участниками: они пели, плясали и показывали ловкость в играх. А вечером на мэйдане проводились молодежные игрища с хороводами, плясками и катанием на подводах.

Конечно, в настоящее время многие обряды, праздники трансформировались (сабантуй), а некоторые стали историей.

Жителям татарских сел края издавна было присуще понимание фольклора. Из поколения в поколение передавались песни и легенды о насильственном крещении татар, об Османе – паше, Арслане Полка и др. Излюбленным жанром были баиты – произведения лирико-эпического характера, повествующие об исторических событиях, праведниках и т.д. До наших дней дошли баиты о братьях Сак и Сок, превратившихся из-за проклятия матери в птиц; об убийстве отцом дочери Маршиды; о героине антинаполеоновских войн – Шамсикамар. И в наши дни весьма популярным является баит о купце Абдельмане, который путем чеканки фальшивых монет хотел перещеголять короля Людовика, но угодил на каторгу. Автором данного очерка осуществлен перевод этого баита на русский язык, который в качестве примера приводим в сокращенном варианте.

«Во сыром подвале, при закрытой двери
Много я чеканил злата – серебра.
Все мои богатства бабушке – царице
Отвезите Бога ради задарма...»

Абдельман, одетый в белую рубаху,
То в одной тюрьме сидит он, то в – другой:
«Чем теперь такие муки в лихомани
Смерть смерть пошли мне, Боже, ты мой родной!

Купца Абдельмана кони – аргамаки
На лугах чуть землю не грызут.
Сам купец симбирский из окна острога
Смотрит, как их стражники под уздцы ведут.

Купца Абдельмана люди трудовые
На подводах едут в дальний лес:
«Боже, коль удастся выйти с лихомани,
На курбан забил бы я сто овец…

Был станок злаченый сделан на заказ
На нем злато – серебро я ковал,
Первую невесту я в России выбрал,
Но выше я владыки Франции не стал..

Чрезвычайно популярными были мунаджаты – религиозные песнопения, произносимые не на арабском языке, а на мишарском диалекте татарского языка, на котором говорят татарские жители края. Мудрость народа, его трудоюбие нашли свое выражение в пословицах и поговорках, например: САБЫР ИТКЕН – МОРАДЫНА ЖИТКЕН «Терпенье и Труд все перетрут», КАРАКНЫН БУРКЕ ЯНА – «На воре шапка горит» и др.

Таким оразом, обряды, праздники и фольклор камерских татар отражали уровень общестенно-культурного развития татарских жителей края, их стремления к добру и справедливости.

Образовательный уровень татарских жителей края в XIX – XX вв.

Образовательный уровень татарских жителей края был крайне низким. Так, из 8385 жителей региона лишь 617 были грамотными. Распространению грамотности мешали беспросветная нужда татар-крестьян и схоластическая методика обучения в магометанских начальных школах. Об этом красноречиво рассказал в своей статье профессор-миссионер Н. Н. Ильминский, ревизовавший магометанскую школу села Кикино Чембарского уезда: «Представьте себе комнату без всякой ученической мебели: на полу ряд маленьких детских сундуков, за которыми школьники, сидя по восточному обычаю, читают уроки. По стенам полки с постельными принадлежностями, тут же самовары с чайными приборами, в углу куча одежды учеников, вот вся обстановка татарского святилища науки… Школу обычно посещают осенью, после завершения полевых работ, и зимой.. Обучение ведется на непонятном для школьников арабском языке. Шакирды нараспев читают книги: «Иман – шарты», «Эфтияк», «Алты бармак». Из программы обучения русский язык исключен. Тем не менее, представители татарской дореволюционной интеллигенции прилагали все усилия к тому, чтобы сельчане получали хотя бы элементарные навыки в чтении, письме и счете.

Среди поборников просвещения татарских жителей региона следует назвать имама – мударриса при Пензенской соборной мечети, уроженца села Кикино Чембарского уезда ахуна Шарафеддина Хабибулловича Патеева (1836-1915), при поддержке которого в 1912 г. в селе Мочалейка была открыта русскоязычная земская школа. Первым учителем этой школы был Шахаб Кузяшев. В школе обучалось 32 ученика (4 – из окрестных татарских сел). Но фанатично настроенные жители Мочалейки подожгли через год здание школы. Энтузиасты-педагоги продолжали обучать ребятишек на дому. Так, девочек села Мочалейка обучала у себя на дому Каюмя Фахрислановна Девлеткильдеева, а ребят села Кочалейка – Зэйняб Насырулловна Мухтарова (1894-1977).
Таким образом, несмотря на тяжелое экономическое положение, татарские жители края во все времена стремились к получению знаний.

член краеведов России, преподаватель истории, английского, немецкого и французского языков Ибрагим Гуркин

Comments

( 6 коммент. — Добавить комментарий )
sedov_05
Dec. 11th, 2008 09:55 am (UTC)
то есть буртасы - просто миф и предками местных татар были именно местные татары - возможно осколки хазарских или болгарских племен ? Получается, что местные татары пришли сюда не позже чем впервые были описаны буртасы ?
(Anonymous)
Oct. 8th, 2009 05:26 pm (UTC)
Тагын да татар тарихы турында. Өстәмә сүз.
Әс-саләмү 'аләйкүм!

Мөстакыйль татар тарихчысы Гали Еникәйнең «Кара уйдырма эзләреннән: татарлар турындагы хакыйкать hәм ялганлыклар: чыганаклары, сәбәпләре, иҗатчылары» дигән китабының өлешләрен, Гали Еникәйнең макәләләрен һәм аның китапларына татар халкының абруйлы, могтәбәр һәм фәһелле кешеләре биргән бәяләүләрне шунда укырсыз: http://tartareurasia.ucoz.com/

Олы ихтирам белән, Камил Халфә

----------------------
Русча да языйм (по-русски тоже напишу):

Ас-саляму алейкум!

Главы из книги независимого татарского историка Г.Р. Еникеева (Гали Еникей) «По следам черной легенды: правда и ложь о татарах России: истоки, причины, авторы», а также многие статьи Гали Еникея и отзывы достойных и почтенных людей татарского народа на его книги читайте здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/

С уважением, Камиль Халфин
yawishev
Jan. 27th, 2018 02:35 pm (UTC)
Re: Тагын да татар тарихы турында. Өстәмә сүз.
Исэнмесез, Камиль,
не являетесь ли Вы родственником казанским, акмолинским или тлянче-тамакским Хальфиным?
(Anonymous)
Jan. 7th, 2011 12:43 pm (UTC)
diflucan onychomycosis
diflucan nursing
diflucan male
diflucan works (http://www.stupidvideos.com/profile/johnssmith)
[url=http://www.stupidvideos.com/profile/johnssmith]diflucan tinea [/url]
(Anonymous)
Jan. 9th, 2011 02:21 pm (UTC)
виртуальный секс письма
http://vkontakte.ru/id118378696
бесплатные секс знакомства в челнах
мамба знакомства казахстан
секс знакомства красноармейск (http://vkontakte.ru/id118346125)
[url=http://vkontakte.ru/id118368482]интим знакомства в сыктывкаре[/url]
tatarkam
Jan. 31st, 2011 08:21 pm (UTC)
Это те же золотоордынские татары
( 6 коммент. — Добавить комментарий )